Многие игроки рынка мясопереработки в последнее время столкнулись с резким ростом цен на привычные ингредиенты, кроме того, наблюдается и их тотальный дефицит. Почему так происходит? На это есть ряд объективных причин’. Мы можем назвать этот кризис «ковидом», потому что с началом пандемии в какой-то момент мы не почувствовали изменений — но они пришли позже, и мир уже не будет прежним.
Первая причина – значительное увеличение затрат на логистику и грузоперевозки. Страны мира «не могут договориться» о единой политике по преодолению ограничений в условиях пандемии. Где-то эти условия жестче, где-то мягче, а людских ресурсов (работников), отвечающих требованиям всех участников перевозок, стало крайне мало. Именно поэтому найти низкомаржинальные моноинингиенты на отечественном рынке сейчас так сложно — импортировать их просто невыгодно. А еще они входят в состав многих функциональных смесей и вкусовых добавок. Также ни для кого не секрет, что наблюдается и коллапс рабочей силы — людей уволили во время карантина, а новых сейчас просто невозможно найти.
Вторая причина, по мнению экспертов, – многосторонняя игра Китая. Механизм повышения цен на пищевые ингредиенты в Китае следующий: дефицит создается за счет частичной или полной остановки предприятий или групп предприятий, затем цена резко поднимается в 2-3 раза. На фоне дефицита покупатель уже не может «торговать» и вынужден покупать по предложенной ему цене.
Он также добавил: глобальное подорожание энергоносителей, цен на упаковочные материалы (как пластиковые, так и картонные), стоимость зерновых культур (пшеница, кукуруза — и из них делают различные виды крахмалов, декстринов и растительных белков), масел, глицерина, пропиленгликоля (носители ароматических ингредиентов), томатов, рисовой муки, лука, сахара, патоки (вкусовые компоненты смесей), специи и травы, камедь рожкового дерева и т.д.
Для отдельных видов функциональных ингредиентов удорожание составляет до 50%. Особенно остро ситуация складывается с некоторыми группами фосфатов, гидроколлоидов и особенно альгинатов, где, помимо общей ситуации с китайским сырьем, добавился еще и неурожай.
Что касается прогнозов экспертов, то они неутешительны, ведь сейчас мы являемся свидетелями только начала масштабного кризиса, который проявляется в дефиците сырья на внутреннем рынке и резком росте цен. В начале следующего года производители наверняка не увидят привычных «дешевых» китайских ингредиентов, поставщикам повезет иметь продукцию под нужды клиента или предоставить ее в оговоренные сроки. Пик кризиса может прийтись на февраль 2022 года, когда нужные пищевые ингредиенты просто не будут найдены любой ценой. Есть предположение, что после Нового года фабрики в Китае, в частности по производству ингредиентов, могут на время полностью остановиться: ведь Пекин готовится к знаменательному событию — зимним Олимпийским играм 2022 года и приему туристов под более-менее «чистым небом», который необходимо обеспечить за счет сокращения выбросов от промышленности